Экспериментальная деятельность

Наименование проекта

Апробация компетентностно-ориентированной методики оценки уровня профессионального мастерства преподавателей учебных предметов (дисциплин) профессионального компонента.

Данные о руководителе (консультанте) проекта

Беляева Оксана Анатольевна, декан факультета ПК и ПК учреждения образования «Республиканский институт профессионального образования»

Цели и задачи экспериментального проекта

Цель экспериментальной деятельности – научно обосновать и разработать компетентностно-ориентированную методику оценки профессионального мастерства преподавателей учебных предметов (дисциплин) профессионального компонента в процессе аттестации на присвоение (подтверждение) квалификационных категорий.

Задачи экспериментальной деятельности в 2022/2023 учебном году

− изучить, проанализировать и обобщить опыт оценки профессионального мастерства преподавателей учебных предметов профессионального компонента учреждений среднего специального образования (на примере не менее 4 УССО Брестской области);

− сравнить диагностический инструментарий, порядок проведения процедуры оценки профессионального мастерства, методику оценивания педагогической деятельности педагогических работников с механизмом и инструментами оценивания педагогического мастерства педагогов УО «Брестский государственный торгово-технологический колледж»;

− выделить особенные и положительные моменты оценочных средств профессионального мастерства педагогов учреждений образований среднего специального образования Брестской области;

− привести в четкое соответствие диагностический инструментарий и определить порядок проведения процедуры оценки профессионального мастерства преподавателей учебных предметов профессионального компонента для дальнейшего использования полученных результатов в целях совершенствования.

− подготовить материалы для публикации информации.

Описание структуры и содержания внедрения экспериментальной модели

- разработать критериально-оценочный аппарат оценки профессионального мастерства преподавателей учебных предметов (дисциплин) профессионального компонента,

- привести в соответствие диагностический инструментарий и определить порядок проведения процедуры оценки профессионального мастерства преподавателей учебных предметов (дисциплин) профессионального компонента.

Сроки проведения: 2021-2025г.г.

Участники экспериментальной деятельности : педагогические работники учреждения образования «Брестский государственный торгово-технологический колледж».

Рабочая группа экспериментального проекта:

- Шлепаков А.М., директор – руководитель группы;

- Крупта Л.В., заместитель директора по УМР – заместитель руководителя группы;

- Герчук И.В., заместитель директора по УПР;

- Остапчук Р.М., преподаватель;

- Горох И.С., преподаватель

- Чилиевич Н.М., преподаватель

- Тромза С.Ю., преподаватель.

Основные результаты:

1. Проанализирован отечественный и зарубежный опыт оценки профессионального мастерства педагогических работников. В ходе изучения литературы сопоставлены различные критерии аттестации с признаваемым профессиональным сообществом эталоном показателей эффективности деятельности учреждений образования Республики Беларусь. На основании проведенного анализа зарубежных стран по изучению уровня мастерства педагогов можно сделать вывод об отличительных особенностях, основаннных на использовании специальных форм оценивания, присутствия как количественной (бальной) так и качественной (рейтинговой) оценки.

2. Изучены методики оценивания профессиональной компетентности педагогов, применяемых на различного рода педагогических конкурсах.

3. Описан механизм и оценочные средства процесса аттестации педагогических работников учреждения образования «Брестский государственный торгово-технологический колледж» для публикации в международном научно-популярном журнале «Мастерство online».

4. Проведен мониторинг качества профессионального роста педагогических работников за сентябрь-март 2021/2022 учебного года в соответствии с основными критериями и показателями эффективности экспериментальной деятельности: количество и качество проведения открытых учебных занятий, результативное участие в конкурсном, олимпиадном движении, научно-практической деятельности, издательская и рецензионная деятельность, обобщение и представление передового педагогического опыта.

Так рост творческой активности преподавателей учебных предметов (дисциплин) профессионального компонента принял прямо пропорциональное выражение в количестве и качестве проведения открытых учебных занятий (внеурочных мероприятий). Так, за сентябрь – апрель 2021/2022 учебного года педагогическими работниками было проведено 28 открытых учебных занятий (внеурочных мероприятий), из них, 19 открытых учебных занятий и 9 внеклассных мероприятий.

Удовлетворенность субъектов аттестационного процесса объективностью и прозрачностью процедуры оценивания профессионального мастерства преподавателей учебных предметов (дисциплин) профессионального компонента выражается в качественных изменениях квалификационной категории 11 педагогических работников, из них 5 мастеров производственного обучения и 6 преподавателей. Процедура аттестации охватила все направления педагогической деятельности аттестуемых в течении 2 месяцев для каждого. Проведен анализ деятельности педагогических работников и ее результатов. Аттестационной комиссией изучена учебно-программная документация, посещены учебные занятия, проверена отчетно-учетная документация, представлены данные внутреннего контроля, методические материалы, разработанные преподавателями и мастерами производственного обучения, а также психологическая оценка деятельности педагогического работника с точки зрения учащихся. Аттестационные беседы проведены успешно.

- результативное участие в конкурсном, олимпиадном движении, научно-практической деятельности;

Учащиеся колледжа приняли участие во втором этапе республиканской олимпиады по учебным предметам (дисциплинам) (9 человек по 9 учебным предметам (дисциплинам)). Положительными итогами участия в предметных олимпиадах в этом году стало 1 место (диплом 1 степени) по немецкому языку (руководитель Смаль Н.А.), благодарность управления по образованию Ленинского района г. Бреста (9 место) по истории (руководитель Шельпук И.Г.), благодарность управления по образованию Ленинского района г. Бреста (9 место) по биологии (руководитель Литвинчук Н.В.). Чтобы отобрать участников городской олимпиады были проведены внутриколледжные олимпиады, в составе которых были задействованы 207 учащихся, для сравнения в прошлом году - 127 учащихся.

Проведена научно-практическая конференция “Успешен тот, кто творит”. В конференции приняли участие 14 работ учащихся. Для сравнения, в 2020-2021 учебном году принимали участие 10 работ. 9 научно-исследовательских работ отправлены на XV международную научно-практическую конференцию исследовательских и конструкторских работ учащихся и преподавателей учреждений среднего специального образования, которая пройдет в апреле 2022 года в УО «Брестский государственный технический университет Политехнический колледж».

Преподаватель информационных технологий Горох И.С. приняла участие во II Международной научно-практической дистанционной конференции «Актуальные проблемы развития системы образования в условиях информационного общества» (УО «Могилевский государственный областной институт развития образования»).

И учащиеся, и педагогические работники приняли участие с следующих конкурсах:

- дистанционной конкурс официальных сайтов учреждений образования с международным участием (ГУО «Минский городской институт развития образования»);

- республиканский конкурс «Энергомарафон»;

- республиканский конкурс «100 шагов к профессии прокурора»;

- областной конкурс «Лучший УМК учебного предмета (дисциплины)»;

- этап Республиканского смотра инновационного и технического творчества учащихся и работников учреждений профессионального образования.

- издательская и рецензионная деятельность педагогов нашла свое выражение в следующих фактах:

Закончена работа над областной экспериментальной площадкой и как итог – методические рекомендации по организации работы цикловых комиссий. Крупта Л.В и Остапчук Р.М. для методических рекомендаций подготовили 2 раздела: «Организация и проведение Недели цикловой комиссии», «Заполнение плана-отчета работы цикловой комиссии учреждения образования», для всех учреждений ССО Брестской области.

Преподавателем иностранного языка Смаль Н.А. подготовлено к изданию «Немецкий язык для профессиональной деятельности в сфере общественного питания. Рабочая тетрадь».

Учебно-методическое пособие «Методические рекомендации по выполнению единых правил и требований к ведению и оформлению дневников, отчетов по преддипломной практике по специальности 2-91 01 01-02 «Производство продукции и организация общественного питания (производственная и педагогическая деятельность)» подготовлено к публикации преподавателем технологических предметов Остапчук Р.М.

Преподавателем Жукович Т.Г. готовится к изданию в УО «РИПО» учебное пособие по учебной дисциплине «Оборудование объектов общественного питания».

- обобщение и представление передового педагогического опыта:

- преподавателя экономических предметов первой квалификационной категории Теслюк А.В. как куратора по теме «Формирование коллектива учащихся. Развитие самоуправления в учебной группе»;

- преподавателя естественно-математических предметов высшей квалификационной категории Литвинчук Н.В. по теме «Об эффективности работы по повышению качества образования по учебному предмету (дисциплине) «Химия»;

- преподавателя технологических предметов первой квалификационной категории Жукович Т.Г. по теме «Создание на учебном занятии оптимальных условий для развития личности и профессиональных компетенций учащихся».

Выводы:

- подготовительный и основной (исполнительский) этапы календарного плана экспериментальной деятельности на учебный 2021/2022 учебный год выполнен на 100%. Обобщающий этап - на 80%.

- на данном этапе идет обобщение материалов, необходимых для подтверждения гипотезы экспериментального проекта;

- на основании критериев и числовых показателей можно сделать вывод об эффективности проекта;

- данный проект требует продолжения работы над его завершением.

Перечень разработанных материалов, публикаций по теме экспериментального проекта

Публикация в журнале «Мастерство online» по теме «Механизм и инструменты изучения уровня профессионального мастерства педагогических работников на примере учреждения образования «Брестский государственный торгово-технологический колледж» (автор Крупта Л.В.).