ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


Наименование экспериментального проекта №1

Разработка и апробация компетентностно-ориентированной методики оценки профессионального мастерства преподавателей учебных предметов профессионального компонента.

Данные о руководителе (консультанте) проекта

Беляева Оксана Анатольевна, старший преподаватель учреждения образования «Республиканский институт профессионального образования»

 

Цели и задачи экспериментального проекта

Цель экспериментальной деятельности – научно обосновать и разработать компетентностно-ориентированную методику оценки профессионального мастерства преподавателей учебных предметов профессионального компонента в процессе аттестации на присвоение (подтверждение) квалификационных категорий.

Задачи экспериментальной деятельности в 2024/2025 учебном году

- усовершенствовать методику оценки профессионального мастерства преподавателей в процессе аттестации на присвоение квалификационных категорий в соответствии с результатами ее апробации;

- подготовить аналитическую информацию об эффективности разработанной методики и рекомендации по использованию полученных результатов в деятельности аттестационных комиссий учреждений образования;

- подготовить материал для публикации информации о разработанной методике.

 

Описание структуры и содержания внедрения экспериментальной модели

- Экспериментальная апробация методики оценки профессионального мастерства преподавателей учебных предметов (модулей) профессионального компонента (на основе Online Test Pad) в процессе аттестации на присвоение квалификационных категорий;

- выработка единых педагогических требований к оценке профессиональной компетентности педагогических работников (составление методических рекомендаций).

 

Сроки проведения: 2021-2026г.г.

Участники экспериментальной деятельности: педагогические работники учреждения образования «Брестский государственный торгово-технологический колледж».

Рабочая группа экспериментального проекта:

- Борисюк Г.И., директор – руководитель группы;

- Крупта Л.В., заместитель директора по УМР

- Герчук И.В., заместитель директора по УПР;

- Остапчук Р.М., преподаватель;

- Горох И.С., преподаватель

- Чилиевич Н.М., преподаватель

 

Основные результаты в 2024-2025 учебном году:

         В 2024/2025 учебном году при реализации экспериментальной деятельности упор был сделан на следующие компоненты методики:

- апробацию шкалы оценки профессионального мастерства преподавателей членами аттестационной комиссии при аттестации на присвоение квалификационных категорий.

         В 2024-2025 учебном году расширены показатели, характеризующие трудовые функции педагога, особенное внимание уделено трудовым функциям по воспитанию молодежи. Работа аттестационной комиссии была направлена на формирование полисубъективной оценки, т.к. при аттестации должна учитываться оценка деятельности педагога его коллегами, и самооценка аттестуемого, и данные опросов обучающихся, их родителей (законных представителей). Расширение шкалы оценки поможет обеспечить достоверную информацию об уровне профессионального мастерства педагога, учитывает многообразие трудовых функций, используя информацию, полученную из разных источников.    

 - на усовершенствование и поиск новых источников информации для оценки профессионального мастерства педагогов, которые позволили бы получить более полную информацию о качестве выполнения аттестуемым трудовых действий, используемых в качестве критериев оценки при аттестации.     Трудовые действия педагога предусмотрены профессиональным стандартом «Педагогическая деятельность в учреждениях образования, реализующих образовательные программы профессионально-технического и среднего специального образования», утвержденном постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 29.12.2023 №56. Дорабатывались источники информации: обобщенная трудовая функция 02 «Реализация процесса теоретического обучения по образовательным программам профессионально-технического и среднего специального образования», обобщенная трудовая функция 04 «Реализация воспитательной работы», обобщенная трудовая функция 05 «Совершенствование образовательного процесса в собственной педагогической деятельности».

- апробацию цифровых инструментов для организации процесса оценки.

         Члены аттестационной комиссии для оценки профессионального мастерства преподавателя продолжили использовать анкеты, оформленные в Google формах, сводной таблице Excel, Online Test Pad. Данные цифровые форматы используют технологии совместного доступа, автоматизированную обработку данных, визуализацию результатов, что обеспечило членов аттестационной комиссии соответствующей информацией об аттестуемом педагоге.

Установлено, что источниками информации в процессе аттестации преподавателей выступают не только отзывы членов аттестационной комиссии, председателей цикловых комиссий, руководителей структурных подразделений, но и отзывы обучающихся и их родителей (законных представителей). Они помогают дать комплексную оценку деятельности преподавателя и помочь членам аттестационной комиссии создать необходимые рекомендации аттестуемому в дальнейшем профессиональном развитии. Отзывы обучающихся, кроме всего, окажутся полезными и интересными для самого аттестуемого педагога, ведь именно учащиеся являются потребителями образовательных услуг.

В ходе реализации экспериментального проекта была апробирована анкета для выявления мнения учащихся о работе преподавателя, не являющегося куратором учебной группы.

Так как в первом полугодии 2024/2025 учебного года процедуру аттестации в учреждении образования проходили педагог учебных предметов общеобразовательного компонента, педагог социальный и педагог-психолог, то апробировать анкету по выявлению мнения обучающихся не представлялось возможности. Во втором полугодии учебного года процедуру аттестации проходят 3 преподавателя учебных предметов профессионального компонента.

         Анкета для учащихся была оформлена в Google форме в количестве 9 вопросов. Предложена всем учащимся учебных групп, в которых работает аттестуемый преподаватель. В структуре анкеты оцениваемыми критериями выступали: педагогические и дидактические навыки преподавателя, педагогические навыки общения, внимание к индивидуальным потребностям учащихся. Анкета сформулирована понятным для обучающихся языком. При формулировке вопросов и вариантов ответа в ходе составления опросника учитывался возраст и образовательный уровень обучающихся. В качестве ответов предложены варианты: всегда, часто, иногда, редко, никогда.

         Результаты анкетирования по выявлению мнения учащихся о работе педагога, который не является куратором учебной группы, доказали, что:

- учащиеся быстро выполнили тест, несмотря на то, что некоторые группы находились на производственной практике;

- не задавали никаких вопросов по выполнению, а это говорит о доступном и понятном интерфейсе анкеты. Вопросы были конкретные и не «загромождены» лишней информацией, даны в вопросительном наклонении. Вопросов не много, но они достаточно полно помогают оценить трудовые действия аттестуемого педагога;

- быстрое получение результатов и автоматическая визуализация полученных результатов (для сравнения, ранее подобное анкетирование в печатном виде проводилось педагогом-психологом с учащимися группы, чтобы выяснить мнение учащихся о преподавателе, и на обработку и представление данных требовалось значительное время).

         Для примера результаты одной из анкет по выявления мнения учащихся. Аттестационная комиссия получила следующие данные по вопросам анкеты:

- Преподаватель доступно объясняет учебный материал? Ответ: всегда – 91,3%, часто – 8,7%.

- Преподаватель использует на уроках цифровые технологии (например, презентации, материалы с использованием интерактивной доски, онлайн-платформы и др.)? Ответ: всегда – 73,9%, часто – 26,1%.

- Преподаватель помогает Вам развивать навыки исследовательской работы (например, находить, обрабатывать и представлять нужную информацию и др.)? Ответ: всегда – 82,6%, часто – 17,4%.

- Привлекает преподаватель к участию во внеурочных мероприятиях (например, экскурсии, волонтерство, объединения по интересам и пр.), которые укрепляют вашу гражданскую позицию, развивают вас как личность? Ответ: всегда – 65,2%, часто – 34,8%.

- Преподаватель оказывает поддержку Вашей творческой, социальной, предпринимательской и иной активности? Ответ: всегда – 73,9%, часто – 26,1%.

- Ваша учебная группа становится более сплоченным коллективом благодаря преподавателю? Ответ: всегда – 69,6%, часто – 26,1%, никогда – 4,3%.

- Преподаватель заботится о соблюдении ваших прав? Ответ: всегда – 78,3%, часто – 21,7%.

- Преподаватель хорошо понимает, что Вам нужно для плодотворной учебы? Ответ: всегда – 78,3%, часто – 17,4%, редко – 4,3%.

- Преподаватель обсуждает с Вами Ваши образовательные планы и цели? Ответ: всегда – 87,0%, часто – 4,3%, редко – 8,7%.

Обработанные данные предоставлены председателю аттестационной комиссии и озвучены в ходе аттестационной беседы.

         Отдельно хотелось бы остановиться на моменте заполнения анкет членами аттестационной комиссии, самим аттестуемым и учащимися. Попробовав 2 варианта, один из которых – за 10-14 дней до заседания аттестационной комиссии, второй – в ходе проведения аттестационного собеседования, был выбран вариант заполнения анкет за 10-14 дней до проведения аттестационного собеседования. Это позволило уже во время аттестационного собеседования познакомить аттестуемого педагога с результатами анкетирования, графиками и диаграммами. В то же время, если аттестуемый не согласен с результатами анкетирования или они вызывают у него сомнения, он всегда сможет объяснить ситуацию и дать необходимую информацию о процессе. Членам аттестационной комиссии данные анкет дают ориентир, о чем говорить с аттестуемым во время собеседования. Результаты проведения опросов помогают оценить систему работы преподавателя, выявить его сильные и слабые моменты организации педагогического взаимодействия всех участников процесса обучения, определить цели и задачи для профессионального роста педагогического работника.

 Выводы:

  • организационный, проектировочный этапы проекта выполнены на 100%. Практический и обобщающий этапы календарного плана экспериментальной деятельности на учебный год выполнен на 80%;
  • апробирован цифровой диагностический инструментарий в виде онлайн-тестирования на сервисе Online Test Pad, Google формах, сводной таблице Excel для проведения количественной оценки профессионального мастерства педагогических работников УО «Брестский государственный торгово-технологический колледж»;
  • апробирована методика оценки профессионального мастерства преподавателей в процессе аттестации на присвоение квалификационных категорий (анкетирование самого аттестуемого, членов аттестационной комиссии, отзывы обучающихся);
  • апробирована анкета для выявления мнения обучающихся о работе преподавателя;
  • выделены положительные моменты оценочных средств профессионального мастерства педагогов учреждения образования до проведения эксперимента и после проведения;
  • усовершенствован диагностический инструментарий, порядок проведения процедуры оценки и методика оценивания профессионального мастерства преподавателей учебных предметов профессионального компонента.
  • на сайт учреждения образования в конце учебного года размещена информацию о реализации экспериментального проекта;
  • статья по теме эксперимента во втором номере журнала "Мастерство online" от 20 июня 2025 года;
  • на основании критериев и числовых показателей можно сделать вывод об эффективности проекта;
  • данный проект требует продолжения работы над его завершением в течении 1 года, чтобы доработать:
  • источники информации о выполнении обобщенной трудовой функции 04 «Реализация воспитательной работы»;
  • структуру портфолио преподавателя привести в соответствие структуре профессионального стандарта;
  • синхронизировать информацию, полученную в ходе эксперимента, с другими учреждениями образования.

Перечень разработанных материалов, публикаций по теме экспериментального проекта

         Публикация в журнале «Мастерство online» (№2 от 20.06.2025) по теме «Online Test Pad – цифровое решение для организации процесса оценки профессионального мастерства педагогов» (автор Крупта Л.В.)



Наименование экспериментального проекта №2

«Разработка и апробация научно-методического обеспечения педагогического модуля при подготовке специалистов в колледжах с присвоением квалификации «Мастер производственного обучения»

 

Данные о руководителе (консультанте) проекта

Сычёва Юлия Сергеевна, первый проректор учреждения образования «Республиканский институт профессионального образования»

 

Цели и задачи экспериментального проекта

Цель экспериментальной деятельности – научно обосновать и разработать научно-методическое обеспечение учебных предметов модуля «Педагогический», производственной педагогической практики образовательных программ среднего специального образования с присвоением квалификации «Мастер производственного обучения».

 

Задачи экспериментальной деятельности в 2024/2025 учебном году

- изучить и обобщить отечественный и зарубежный опыт проектирования научно-методического обеспечения учебных предметов, практики, обеспечивающих формирование педагогических компетенций мастеров производственного обучения;

- обосновать особенности научно-методического обеспечения учебных предметов, практики, обеспечивающих формирование педагогических компетенций мастеров производственного обучения, в процессе обучения по специальностям среднего специального образования.

Описание структуры и содержания внедрения экспериментальной модели

- создание системы оперативной координации учебно-методического взаимодействия колледжей, ведущих подготовку мастеров производственного обучения;

- выработка единых педагогических требований к оценке профессиональной компетентности мастеров производственного обучения.

 

Сроки проведения: 2024-2028г.г.

Участники экспериментальной деятельности: педагогические работники учреждения образования «Брестский государственный торгово-технологический колледж».

Рабочая группа экспериментального проекта:

- Крупта Л.В., заместитель директора по УМР - руководитель группы;

- Коцевич Татьяна Евгеньевна, заместитель директора по производственному обучению;

- Смаль Инна Харитоновна, заведующий отделением

- Фиешко Ирина Николаевна, преподаватель;

- Прокурат Инга Петровна, преподаватель;

- Остапчук Раиса Михайловна, преподаватель;

- Ковальчук Анна Юрьевна, педагог-психолог

 

Основные результаты в 2024-2025 учебном году:

         В учебном году при реализации экспериментальной деятельности решались следующие задачи:

изучение и обобщение отечественного и зарубежного опыта проектирования научно-методического обеспечения учебных предметов, практики, обеспечивающих формирование педагогических компетенций мастеров производственного обучения;

Проанализировав информацию учреждений профессионального образования Российской Федерации, в частности, Кемеровской области, Уральского федерального округа, можно сделать следующий вывод:

- подготовка мастеров производственного обучения в российских колледжах является важной частью системы среднего профессионального образования;

- для того, чтобы стать мастером производственного обучения, необходимо иметь среднее профессиональное или высшее образование в профильной области, а также дополнительную педагогическую подготовку, которая включает педагогические предметы, методику обучения и воспитания;

- в некоторых случаях, при приеме на работу в учреждение образования обращается внимание на опыт работы в профильной сфере (не всегда, но чаще это является значительным преимуществом для кандидата на должность мастера производственного обучения);

- реализация образовательных программ среднего специального (в России – среднего профессионального) и высшего образования по подготовке мастера производственного обучения составляет от 3 до 5 лет;

- получить квалификацию мастера производственного обучения можно на различных дополнительных курсах (семинарах) (для примера, в Уральском институте повышения квалификации и переподготовки реализуется образовательная программа дополнительного образования взрослых, а именно, программа профессиональной подготовки мастера производственного обучения, срок обучения которой составляет 5,5 месяцев).

  Что касается зарубежного опыта, обеспечивающего формирование педагогических компетенций мастера производственного обучения, то здесь также как в Республике Беларусь и Российской Федерации просматривается обязательное и приблизительно равное сочетание практических занятий по профилю, как правило, в мастерских и теоретические занятия по педагогике. Такая система подготовки сложилась в Германии, Австрии, Франции. Программу профессионального обучения, которая предусматривает подготовку к работе в качестве мастера производственного обучения, можно освоить в колледже или университете.

         В США также есть программы профессионального обучения, которые включают подготовку мастеров производственного обучения. Однако, их структура немного иная, с большей ориентацией на практические навыки и меньшим количеством теоретических занятий по педагогике.

         Довольно активно за рубежом развивается дистанционное обучение, так называемые онлайн-курсы, которые предлагают образовательные платформы вузов. Особенностью таких курсов является то, что обучающийся сам выбирает направление обучения: подготовка может быть направлена на получение конкретных навыков по профессии (профилю) или же на педагогическую подготовку. 

         Итак, общими тенденциями в подготовке мастеров производственного обучения является:

- количество лет обучения при реализации образовательной программы среднего специального или высшего образования;

- обязательное сочетание занятий по профилю подготовки профессии и занятий педагогической направленности.

         Что можно взять из опыта зарубежных стран, так это возможность выбора для учащихся: отработку практических навыков и меньшее количество теоретических занятий по педагогике.

         Для реализации следующей поставленной задачи, а именно, обоснование особенностей научно-методического обеспечения учебных предметов, практики, обеспечивающих формирование педагогических компетенций мастеров производственного обучения, в процессе обучения по специальностям среднего специального образования, надо остановиться на особенности подготовки мастеров производственного обучения в учреждении образования «Брестский государственный торгово-технологический колледж».

         По приказу директора учреждения образования «Об экспериментальной деятельности в 2024/2025 учебном году» от 30.08.2024 №132 создана творческая группа в количестве 7 педагогических работников. Диагностика профессиональных компетенций педагогических работников определялась при помощи анкетирования в Google формах. Данный цифровой формат использует технологию совместного доступа, автоматизированную обработку данных, визуализацию результатов, что обеспечило соответствующей информацией о профессиональных компетенциях педагогах.

Какие основные выводы можно сделать из проведенного анкетирования?

  1. Опыт участия педагогических работников в экспериментальной деятельности составляет 57,1%. Это можно объяснить тем, что учреждение образования – частая площадка для реализации экспериментальных проектов.
  2. Знакомы ли педагоги-участники творческой группы с нормативными документами, регламентирующими экспериментальную деятельность в сфере образования. Ответ «да» составил 42,9%, ответ «частично» - 57,1%.
  3. Какую квалификационную категорию имеют педагогические работники? 57,1% - высшую квалификационную категорию, 28,6% - первую квалификационную категорию, 14,3% -вторую категорию.
  4. Все 100% педагогов признают, что профессия мастера производственного обучения очень востребована и просто необходима в системе профессионального образования.
  5. Все педагоги изучили и знакомы с профессиональным стандартом «Педагогическая деятельность в учреждениях образования, реализующих образовательные программы профессионально-технического и среднего специального образования».
  6. У 71,4% имеется опыт составления примерных учебных программ (примерных тематических планов), а также рецензирования данной учебно-программной документации.
  7. Опыт в создании учебных планов учреждения образования имеют 57,1% педагогических работников, это 2 заместителя директора по учебно-методической работе и производственному обучению и 2 председателя цикловых комиссий, которые входят в творческую группу.
  8. Преобладающее большинство (85,7%) имеет опыт работы в составлении учебных программ учреждения образования.

         На основании проведенного анализа ответов членов творческой группы экспериментального проекта по определению профессиональных компетенций педагогических работников, можно сделать вывод, что они готовы к разработке примерных учебных программ и учебных программ учреждения образования модуля «Педагогический» по учебным предметам: «Возрастная физиология и гигиена», «Психология», «Общая и профессиональная педагогика», «Методика производственного обучения», «Методика воспитательной работы» с дальнейшей апробацией в учреждении образования.

         Анализ учебно-программной документации учреждения образования показал, что содержание учебно-программной документации учреждения образования соответствует методическим указаниям по разработке учебно-программной документации образовательных программ среднего специального образования, 2024. Учебные планы учреждения образования разработаны на основе образовательного стандарта, примерного учебного плана по специальности, предварительно согласованы с Региональным центром методического обеспечения профессионального образования Брестской области и утверждены директором колледжа. Учебные программы учреждения образования по учебным предметам модуля «Педагогический» разработаны на основе примерных учебных программ или примерных тематических планов и имеют определенную структуру.

         Проанализировав особенности учебно-методического обеспечения учебных предметов модуля «Педагогический», педагогической практики по специальности 5-04-0721-08 «Производство продукции и организация общественного питания (педагогическая деятельность)», хочется обратить внимание на то, что образовательная программа среднего специального образования в колледже реализуется только в заочной форме получения образования. В дневной форме получения образования подготовка техников-технологов; мастеров производственного обучения не осуществляется. Учебный план учреждения образования для реализации образовательной программы среднего специального образования интегрирован с профессионально-техническим образованием по профессиям «Повар», «Кондитер», «Официант». Надо отметить, что количество учебных часов для изучения учебных предметов модуля «Педагогический» составляет в заочной форме 25% от всего количества учебных часов, запланированных на учебный предмет. Это никак не отражается на полноте содержания учебных программ по модулю. 75% учебного материала учащиеся изучают самостоятельно, выполняя домашние контрольные работы, используя систему самостоятельной работы, групповых и индивидуальных консультаций.

Количества учебных часов, выделенных на изучение учебных предметов модуля «Педагогический», на наш взгляд, достаточно для приобретения учащимися необходимой базы профессиональных компетенций мастера производственного обучения. Наибольшую сложность восприятия и понимания имеет учебный предмет «Общая и профессиональная педагогика», однако это никак не связано с количеством изучаемых учебных часов. Необходимо содержание учебного предмета сделать более практикоориентированным. Учебный предмет «Педагогический менеджмент» можно рекомендовать ввести в учебный план учреждения образования за счет компонента учреждения образования.

После выхода профессионального стандарта «Педагогическая деятельность в учреждениях образования, реализующих образовательные программы профессионально-технического и среднего специального образования», утвержденном постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 29.12.2023 №56.  перед педагогическим коллективом встала задача проанализировать образовательный стандарт по специальности и профессиональный стандарт на соответствие трудовых действий и требований к умениям и навыкам и разработать учебно-программную документацию, обеспечивающую формирование педагогических компетенций мастера производственного обучения.

Одним из заключительных моментов анализа учебно-программной документации стал семинар на тему «Совершенствование содержания образовательных программ для подготовки мастеров производственного обучения: опыт, проблемы, перспективы», проведенный 24 апреля 2025 года в Минске на базе учреждения образования «Республиканский институт профессионального образования». Участникам семинара необходимо было оценить соответствие компетенций мастера производственного обучения в образовательном стандарте с требованиями профессионального стандарта для этой должности с учетом актуальных тенденций развития образования; соответствие набора предметов педагогического модуля актуальной структуре компетенций, необходимых мастеру производственного обучения. Определялись учебные предметы, которые должны входить в состав педагогического модуля и их оптимальный объем часов, а также, в какой последовательности они должны быть включены в учебный план и их согласованность между собой.

В рамках семинара проведен функциональный анализ деятельности мастеров производственного обучения, разработано содержание учебных предметов, выстроена последовательность изучения учебных предметов педагогического модуля. Начата работа по усовершенствованию содержания учебных предметов педагогического модуля, определены направления оптимизации образовательных программ.

С учетом анализа учебно-программной документации учебных предметов модуля «Педагогический», требований профессионального стандарта и на основании методических  указаний по разработке учебно-программной документации образовательных программ среднего специального образования, 2025 года педагогическим работникам колледжа необходимо разработать учебные программы учреждения образования модуля «Педагогический» по учебным предметам: «Возрастная физиология и гигиена», «Психология», «Общая и профессиональная педагогика», «Методика производственного обучения», «Методика воспитательной работы». Это оправдано еще и тем, что данные учебные предметы для учащихся заочной формы получения образования по учебному плану учреждения образования вынесены на 6 и 8 семестры. Творческая группа - участники экспериментального проекта примут участие и в разработке примерных учебных программ по данным учебным предметам при дальнейшей реализации проекта.

Выводы:

  • организационный, аналитический этапы календарно-тематического плана выполнены на 100%.
  • прогностично-проектировочный этапы календарного плана экспериментальной деятельности на учебный год выполнен на 80%;
  • необходимо продолжить работу над проектами примерных учебных программ по учебным предметам модуля «Педагогический»;
  • принять участие в разработке примерных учебных программ учебных предметов модуля «Педагогический» с учетом усовершенствования содержания образовательного и профессионального стандартов.